Два варианта вакцин, которые помогли Российской Федерации поставить эффективный заслон на пути распространения коронавирусной инфекции, теперь защищены патентом, действующим на территории восьми государств Евразии.

Евразийский патент: № 040140

Авторы: Александр Рыжиков, Евгений Рыжиков, Марина Богрянцева, Елена Гаврилова, Елена Даниленко, Ильназ Иматдинов, Ринат Максютов, Елена Нечаева, Анна Попова, Олег Пьянков, Ольга Пьянкова, Иван Суслопаров

Патентовладелец: Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора)

Патент защищает два варианта противоковидной вакцины, известной в России под названиями «ЭпиВакКорона» и «ЭпиВакКорона-Н».

Вакцины содержат три пептидных иммуногена в виде трех или двух пептидов, содержащих антигенные Т- и В-клеточные эпитопы белка S коронавируса SARS Cov-2. Они способны индуцировать образование антител, обладающих антигенспецифической, вируснейтрализующей и протективной активностью. Другими словами — препятствующих развитию болезни, купирующих активность вируса и защищающих пациента от возможного развития болезни и осложнений. Пептидные иммуногены в вакцине ковалентно связаны с белком-носителем, эта смесь сорбирована на адъюванте и доставляется в организм с помощью фармацевтически приемлемого раствора.

Российский патент на эту вакцину был получен в конце сентября 2020 года, после чего центр «Вектор» начал патентование препарата за пределами страны. В Евразийское патентное ведомство заявка была подана в феврале 2021 года, чтобы защитить российское изобретение на территории всех стран Евразии и открыть возможность для производства препарата по лицензии в государствах — членах Евразийской патентной организации (ЕАПО). Всего у «Вектора» четыре евразийских патента в области биотехнологии и медицины.

— Получение «Вектором» евразийского патента на «ЭпиВакКорона» демонстрирует стратегический подход Центра к защите и коммерциализации своей интеллектуальной собственности. Получив евразийский патент, российские ученые не просто закрепили свою монополию на производство препарата, защитив себя от подделок, но и получили возможности увеличить объемы производства препарата за счет лицензирования патента другим производителям из стран Евразии. Это делает современный, высокоэффективный препарат от COVID-19 более доступным для граждан всех стран, входящих в ЕАПО, — прокомментировал решение Евразийского патентного ведомства (ЕАПВ) о выдаче патента Президент ЕАПВ Григорий Ивлиев.